Главная › Арт проекты › Эпос, связующий поколения
Арт проекты
16.08.2010
Эпос, связующий поколения
Людмила Пахомова журналист
В Елабужском государственном музее–заповеднике продолжает работу арт–симпозиум «Дыхание эпоса». Ежедневно после завтрака художники покидают гостиницу «Визит» и отправляются в историческую часть города на ул.Казанскую. Здесь в старинном здании бывшей женской гимназии, где ещё сохранились полы из знаменитой ушковской керамической плитки, им предоставлены временные мастерские — девять просторных классов и кабинетов.
Обедают и ужинают они совсем рядом — в Музее–театре «Трактир», поэтому времени для работы вполне хватает. Каждый творит, как ему удобнее: кто-то за мольбертом, кто-то за столом, а кто-то сидя прямо на полу. В понедельник стало прохладнее, а до этого, спасаясь от жары, некоторые художники работали босиком или (естественно, мужчины) раздевались до пояса.
Мастерские выглядят весьма живописно: повсюду стоят мольберты, законченные или начатые холсты и картоны. Россыпи красок и кистей вместе с палитрами сами просятся на натюрморт. Рядом с художниками работают журналисты, фотографы, искусствоведы, на глазах которых ежедневно происходит чудо рождения новых картин. При этом они могут наблюдать буквально все этапы, начиная от белого холста и нанесения рисунка, заканчивая готовым произведением. И таких чудес не одно и не два, а десятки, поскольку многие художники делают по две работы и более.
В минуты отдыха участники арт–симпозиума собираются за чайным столом, в старом дворике или отправляются по соседним мастерским, чтобы взглянуть на работы коллег. Дружеское общение, знакомство с техническими приёмами других художников, атмосфера творческого горения, рождающая новые идеи и замыслы, — всё это неизменные атрибуты симпозиумов, ежегодно проходящих в Елабуге.
Традиционным бывает и «круглый стол» по проблемам, связанным с главной темой проекта. Вот и на этот раз художники собрались в Библиотеке Серебряного века, чтобы поделиться своими мыслями о том, какое отражение должен находить эпос в современном изобразительном искусстве.
Загадочный, пришедший к нам из тёмной глубины веков, различный у каждой национальности и вместе с тем в чём-то очень схожий, вобравший в себя мироощущение, религиозные обряды, историю, культуру и традиции уже исчезнувших с лица земли цивилизаций и современных народов, — он был и остаётся притягательным для художников всех поколений.
Основной разговор на «круглом столе» шёл по поводу интерпретации эпосов в изобразительном искусстве. Безусловно, все сошлись на том, что это неизбежно. Однако и вольное обращение с памятниками народного творчества недопустимо. Соблюсти меру, не перейти грань, за которой начнётся искажение сюжетов и образов, можно лишь тогда, когда художник не ограничится поверхностным знакомством, а будет глубоко и вдумчиво изучать эпический материал.
На «круглом столе» были также затронуты проблемные темы политического давления на отдельные народности и национальности, когда им запрещалось говорить на родном языке, использовать и развивать своё культурное наследие. Было обращено внимание на то, что в общеобразовательных и художественных учебных заведениях совершенно недостаточно уделяется внимание эпическим произведениям, сконцентрировавшим духовный опыт и культурно–исторические традиции предшествующих поколений.
И в этом отношении значение арт–симпозиумов подобных тому, что проходит сейчас в Елабуге, трудно переоценить. Они не только пробуждают общественный интерес к народным эпосам, но и сами являются их зримым отражением, выражая отношение современных художников к мифологическому прошлому человечества.
Не преминули участники арт–симпозиума высказать свои мысли и по поводу древней Елабуги, в окрестностях которой люди жили задолго до нашей эры. Её образно назвали «колыбелью многих народов». Было даже выражено мнение, что поскольку из Волжско–Уральского региона шло когда-то великое переселение в Индию, на Балканский полуостров, в северные земли, то можно сказать, что сейчас в эти края возвратились со своими эпосами потомки тех древних переселенцев.
Было также высказано сожаление, что у многих художников нет времени побродить по Елабуге с этюдником, поскольку её улицы, воздух, окружающий ландшафт настолько вдохновляют, что хочется всё это запечатлеть.
После окончания «круглого стола» участники арт–симпозиума сфотографировались на память возле памятника Марине Ивановне Цветаевой.
На следующий день, 18 августа, был день рождения у приехавшего из Узбекистана Адхама Ибрагимова. По этому случаю он приготовил настоящий узбекский плов и ужин был перенесён во дворик Музея–театра «Трактир». Здесь же генеральный директор музея–заповедника Гульзада Руденко вручила диплом и мягкую игрушку в виде дятла (птицы, изображённой на гербе города Елабуги) участнику арт–симпозиума из Казахстана Калиолле Ахметжану, которому на следующий день предстояло возвращаться домой.